Финишное плазменное упрочнение поршневых колец и канавок под них в поршне

Фото

Подробнее о технологии
 

Поршневые кольца относятся к деталям цилиндропоршневой группы и применяются в автомобильных, мотоциклетных, мотороллерных, мопедных двигателях, тракторных, комбайновых, тепловозных и судовых дизелях, компрессорах, дизельных молотах и др. устройствах.

Назначение поршневых колец [1-3]

Поршневые кольца (компрессионные и маслосъемные) определяют развиваемую мощность устройства, его пусковые свойства, удельный расход топлива и масла. Их износ, а также посадочных канавок под них в поршне вызывает усиленную утечку газов и, как следствие, повышение температуры поршня, стенок цилиндра, находящегося на них масла, сдувание с поверхностей цилиндра масляной пленки, повышенный расход масла, снижение компрессии, увеличенный расход топлива, шума и вибрации.

Условия работы поршневых колец и канавок под них в поршне

Уплотняющее действие компрессионных поршневых колец обеспечивается прижатием их к цилиндру (силой собственной упругости колец и силой давления газов) и к стенкам поршневых канавок (силой давления газов, проникающих через зазоры). Верхнее компрессионное кольцо имеет наибольший износ, так как прижимается с наибольшей силой к цилиндру, находится в зоне более высоких температур и худших условиях смазки. При обратном движении поршня изменяются усилия прижатия поршневых колец к цилиндру, и осуществляется радиальное перемещение колец. Помимо радиальных и осевых движений, кольца могут вращаться относительно оси поршня. Постоянное изменение положения и нагрузок на кольца ведет к износу, как самого кольца, так и поверхностей канавок поршня, при этом плотность посадки кольца в канавке нарушается, часть газов вытекает, и уплотняющее действие кольца падает, происходит прорыв газов, перегрев кольца и канавки поршня. Рост температур поверхностей канавки создает условия для коксования масла в нем, приводящее к заклиниванию кольца и полной потере его уплотняющих свойств. Кроме этого, поверхности колец находятся в коррозионной среде, образуемой при сгорании топливо-воздушной смеси в цилиндрах двигателя, элементный состав которой зависит от компонентов, входящих в состав топлива. При сгорании рабочей смеси образуется углекислый газ, окись углерода, кислород, водяной пар, сернистые и другие соединения. Газы окисляют поверхности колец, образуя с элементами металла химические соединения. При понижении температуры стенок цилиндра ниже точки росы продуктов сгорания на поверхностях колец конденсируются пары, образующие с газами кислоты, например, угольную и серную. Образование серной кислоты содействует также повышенное содержание сернистых соединений в горючем и в загрязненном атмосферном воздухе. Для защиты от коррозии цилиндра и поршневых колец, изготавливаемых из чугуна, применяются щелочные нейтрализующие присадки, представляющие собой металлоорганические соединения. Одновременно они снижают накопление в масле кислот, вызывающих коррозию деталей, выполненных из сплавов цветных металлов (например, поршней).

Примеры применения финишного
плазменного упрочнения на практике

Услуги Применение Оборудование

Основные физические явления при работе поршневых колец

Виды износа колец и канавок под них в поршне на основании молекулярно-механической теории изнашивания [5]:

Поршневые кольца изготавливаются, в основном, из специальных серых чугунов с пластинчатым графитом или высокопрочных чугунов с шаровидным графитом, поршни - из алюминиевых сплавов или специального чугуна. Технология изготовления поршневых колец - литье заготовки, механическая обработка, шлифовка. Поршни из алюминиевых сплавов изготавливают литьем или изотермической штамповкой, с последующей механической, термической обработкой и шлифовкой.

Для повышения ресурса на рабочие поверхности поршневых колец мировые производители наносят различные покрытия [6-13]:

Наибольшее количество поршневых колец выпускается с покрытием хромом толщиной 60-300 мкм.

Повышение износостойкости канавок поршней достигается:

Выбор материала покрытия основывается на видах износа конкретных поверхностей поршневого кольца и канавки под них в поршне, и определяется следующими характеристиками покрытия:

Основная концепция выбора технологии упрочнения поршневых колец и канавок под них в поршне основывалась:

  1. упрочняющая технология должна быть финишной операцией, исключающей любую окончательную абразивную (доводочную) обработку (в большинстве случаев все известные технологии упрочнения требуют доводки рабочих поверхностей со всеми негативными последствиями по растягивающим напряжениям на поверхности и низким усталостным характеристикам);
  2. упрочняющая технология должна главным образом минимизировать приработочный износ (в большинстве случаев все известные технологии упрочнения не акцентируют внимание на его уменьшении);
  3. при выполнении первого требования на рабочих поверхностях должны формироваться покрытия с повышенными адгезионными характеристиками, относящиеся к неметаллическим материалам, толщиной до 3-5 мкм, повышенной нанотвердостью (например, до 10 раз по отношению к материалу подложки) и модулем упругости близким к модулю упругости подложки;
  4. выбор материала покрытия должен основываться на значениях коэффициента трения (для пары трения покрытие-чугун в условиях граничной смазки) не более 0,03.

В соответствии с этой концепцией и с целью максимального повышения износостойкости поршневых колец и канавок под них в поршне, и соответственно, уменьшения расхода топлива и масла, снижения выброса токсичных веществ с выхлопными газами, уменьшения шума, достижения максимально возможной мощности и долговечности двигателя и других технических средств предлагается использовать технологию финишного плазменного упрочнения (ФПУ) с нанесением на радиальную поверхность поршневых колец алмазоподобного керамического покрытия DLSPateks (a-C:H-SiOCN), а на торцовые поверхности и поверхности канавок в поршне покрытия SuperPateks (B-SiOCN) [14-18]. Данные покрытия являются мультислойными с толщиной монослоев 5-50 нм. Для нанесения, например, антифрикционных покрытий с низким коэффициентом трения используется до 250 монослоев, которые могут иметь как одинаковый, так и разный элементный состав.

Технологический процесс ФПУ обладает особенностями, связанными с созданием на рабочих поверхностях поршневых колец и канавок под них покрытия с минимальным коэффициентом трения, повышенной микротвердостью, химической инертностью, высокой жаростойкостью, диэлектрическими характеристиками. Процесс ФПУ основан на разложении паро́в жидких химических соединений, вводимых в плазму дугового разряда, и образовании атомарного и молекулярного потока частиц в плазмоструйном реакторе. После ФПУ параметры шероховатости не изменяются. Нагрев изделий не превышает 150°C.

Сравнительные характеристики поверхностей после ФПУ с нанесением износостойкого покрытия и электрохимического хромирования приведены в таблице.

Следует отметить, что формирование пористого хрома (в отличие от твердого хрома) сопровождается еще большим насыщением поверхности водородом, способствующим водородному износу и снижению усталостной прочности поршневых колец.

Поверхность После ФПУ с нанесенным покрытием DLSPateks После электрохимического хромирования
Морфология поверхности при одинаковой исходной шероховатости Ra=0,32 мкм (увеличение х5000)

Данная морфология поверхности уменьшает время приработки и обеспечивает более надежное уплотнение

Данная морфология поверхности увеличивает время приработки
Профилограмма поверхности Параметры Ra,Rmax, Sm уменьшаются, что характеризует снижение приработочного износа и улучшение теплоотвода Параметры Ra, Rmax, Sm увеличиваются, что характеризует повышение приработочного износа
Микротвердость (нанотвердость) 16-24 ГПа 8-10 ГПа
Коэффициент трения в условиях смазки 0,02-0,03 0,07
Модуль упругости 100-150 ГПа, характеризует повышенную адгезию покрытия к подложке за счет близости значений модулей упругости (у серого чугуна - 110 ГПа) 300 ГПа
Остаточные напряжения

На поверхности формируются сжимающие напряжения, способствующие схлопыванию (залечиванию) микротрещин и микродефектов

На поверхности формируются растягивающие напряжения, способствующие раскрытию микротрещин и микродефектов и их интенсивному выкрашиванию
Кривая опорной поверхности, характеризующая интенсивность удельных давлений на фактическую площадь контакта

Кривая становится более пологой, что характеризует большую контактную поверхность в условиях трибосопряжения

Кривая становится более крутой, что характеризует меньшую контактную поверхность в условиях трибосопряжения
Угол смачивания, характеризует адгезию смазки к поверхности

Низкий угол смачивания обеспечивает повышенную адгезию масла к покрытию и более равномерное распределение масляной пленки

Высокий угол смачивания характеризует пониженную адгезию масла к покрытию
Износ за счет наводораживания поверхности, приводящий к повышенному охрупчиванию и снижению усталостной прочности Не возможен Возможен
Износ за счет электрохимических процессов и возникновения местных гальванических пар, которые усиливают коррозию Не возможен, в виду нанесения неэлектропроводного, диэлектрического покрытия Возможен

Результаты опытных испытаний поршневых колец с покрытиями, нанесенными методом финишного плазменного упрочнения, показывают увеличение моторесурса двигателей, снижение расхода моторного масла и топлива, уменьшение длительности приработки и снижение шума двигателей. Особенно эффективно использование данных покрытий для упрочнения поршневых колец и канавок под них в поршне для гоночных автомобилей и мотоциклов.

Статьи про поршневые кольца

Ключевые слова

Поршень Поршневые кольца Деталь двигателя Компрессор Дизель ДВС Поршень двигатель Кольцо цилиндр

Отрасли промышленности

Автомобилестроение Двигателестроение Машиностроение Транспорт и РЖД Судостроение

Другие изделия

 
 

Другие разделы

 
«Плазмацентр» предлагает  

Свяжитесь с нами по телефонам +7 (812) 679-46-74 или напишите нам на почту office@plasmacentre.ru

 

Наши менеджеры подробно расскажут о имеющихся у нас технологиях нанесения покрытий, упрочнения, восстановления, придания свойств поверхности, а также о стоимости услуг компании.